Махровая ИМХА. Если что - это все мои злобные мозжечковые миндалины виноваты.Культовость ЕВЫ я не отрицаю. Мне очень нравится рисовка и динамика - иные сериалы, сделанные намного позже, такой анимацией похвастаться не могут. Работа сейю просто замечательная. Музыка на своем месте (правда OP и ED мне не так чтобы сильно нравились). Но на этом пункты, к которым я не могу придраться, кончаются.
Я очень не люблю, когда японцы начинают на свой лад трактовать иные, чуждые для себя религии. Они их просто не понимают, отсюда и передергивание. Взять хотя бы банальный пример: согласно христианству, после того, как Адам и Ева отведали запретный плод, помимо всех наказаний, в качестве кары им был дан труд. Японцы - трудоголики, они просто этого не поймут. Я очень люблю аллюзии, цитаты, переиначивание, но когда это отсылки к истории/искусству, но никак не к религии. Потом, натыкаясь то тут, то там на обсуждения, иные из которых сводятся к "Я не понял, че авторы хотели сказать в Еве" - "С тобой все ясно, ты не дорос до такого шедевра! Я вот смотрел три раза, и только тогда понял глубину и т.д. и т.п. Ева - самый-самый шедевр из возможных". Я не оспариваю, что кто-то может считать данный сериал шедевром, в конце концов фломастеры на вкус все разные. Но аргументы в стиле "ты не дорос!/ты мало пересмотрел, надо минимум три раза/это шедевр, а все несогласные - тролли и невежды/че я тебе объяснять буду глубокий смысл, если сам его не видишь?" я не понимаю. Да, объективно этот сериал - культовая вещь, но шеведр ли - чисто субъективное понятие. По поводу просмотров по пиццот раз ничего против не имею, потому что все что мне нравится я смотрю/читаю по два-три раза, причем очень часто сразу по завершению первого ознакомления. Ну доходит до меня так лучше, зато намертво. Но пересматривать настолько негативную для себя вещь я не могу.
Далее, за глубокие психологизм и философию. Посмотри я его лет 7-8 назад - да, крышу бы сорвало окончательно. Но просто к настоящему моменту я уже с головой начиталась умных книжек, как теоретических, так и художественных, поэтому данный мой опыт перекрывает все впечатления: оно мне кажется просто вторичным. Либо для меня просто неприемлимо, например как момент с "незнакомым потолком".
Аниме для меня - замечательный entertainment и я не люблю, когда оно меня грузит. Светлые, вечные и простые, аки валенок, идеи в стиле "Дружба - наше ффсе!", "Вместе веселее!", "Я все шмагу! Вот моя самая секретная техника!" мне доставляют больше удовольствия. Мне банально жалко, этих и так несчастных детей, которых пихают в душегубки. Причем жалость настолько сильная, что она перевешивает всякую симпатию. Если мне захочется качественного депрессняка и безнадеги, я Гюго почитаю.
Имхо, самый главный психологизм данного сериала заключается в том, что он является облаченной в форму глубокой депрессией самого Хидеаки Анно, из которой он выходил работая над Евой. И во главе угла стоит именно тот вопрос, на который сам автор искал ответ. Облачение чувств и переживаний в картинку - просто замечательный способ осознания и работы с ними. Но в итоге вся эта депрессия и негатив обрушиваются на зрителя. Я не люблю ангст, тем более в таком концентрированном виде. БОльшую тоску на меня наводил только монументальный сериалище "Кэнди-Кэнди". Мультег про то, как безудержные оптимисты выглядят в глазах
Просто этот сериал не для меня, хотя я его досмотрю до конца.
Мда. Не поменялось. Только усугубилось.
Я согласна с тем, что после просмотра Ева серьезно заставляет задуматься. И я задумалась (все еще махровая ИМХА)И я задумалась на тему того, насколько правильно показывать данный сериал его изначальной целевой аудитории (сиречь подросткам 14-18 лет).
Если посмотреть в данные о сериале, то видно - Анно Хидэаки является основным режиссером-постановщиком, сценаристом и дизайнером мехов. В этом сериале от него больше, чем от кого-либо еще. И создавал он его после 4-х лет депрессии (судя по некоторым эпизодам сериала, мне кажется, что не без суицидальных мыслей). Честно, я сомневаюсь, что можно в таком настрое создать нечто разумное, светлое, вечное. Гениальное - да, псих-больные в соответствующих заведениях иной раз такие картины рисуют, что просто припечатывают своими образами и выражением.
У меня сложилось впечатление, что издевательство над героями было нужно, чтобы самому не чувствовать себя несчастным. А в данном случае степень моральных пыток над своими героями определяешь ты сам, потому что они от тебя зависят. Причем иной раз ментальные кирпичи весьма циничны, например, включить бодренькое «Аллилуйя!», песнь о благодарности, когда Аску психически ломали об колено, и она рыдала, что хочет умереть.
Сомневаюсь, что было желание кого-то чему-то научить, скорее выпасти своих тараканов и показать собственные, далеко не для всех приемлемые, пути решения проблем.
Проблемы же героев - одиночество, непонимание родителей и детей, страх общества и т.д. - ярко, со смаком вырисованы (я бы даже сказала «выпестованы»), на зрителя их все складывают и складывают. При этом толкового решения этих самых волнующих вопросов не предоставлено. И вот, загруженный зритель, особенно если это подросток со схожими проблемами, думает «Да! Герои такие же, как я! У них такие же терзания! Я теперь лучше понимаю, что меня самого тревожит!». Осознание проблемы – это конечно уже супер хорошо, но вот как ее решать в реальном мире, а не фантастическом с утрированными эмоциями и чувствами, толком не сказано. И если человек не имеет определенного багажа знаний и опыта, то он просто теряется и не знает что с этим осознанием делать. Напоминает мне анекдот про мертвую петлю «А как из нее выходить – читайте в следующем выпуске!». А ведь в сериале помимо решения Синдзи, имеем ряд сходящих с ума и кончающих самоубийством персонажей. Я считаю, что это неправильно. Автор открещивается «Я понимаю свою безответственность [создавая такую вещь]», конечно, все мы имеем право на выражение своих чувств и запретить нам это никто не может. Но человек, создающий публичный проект, настолько провокационный и противоречивый, который идет в прайм-тайм и который смотрят подростки, должен в полной мере понимать, ЧТО он делает и, в случае всего, принять ответственность, а не заранее умывать руки.
По поводу мега-психологизма характеров персонажей. Мне он не понравился потому, что в принципе с самого начала про всех героев было понятно, кто чем дышит и чего от них следует ждать. Я люблю приходить к осознанию характера персонажа по его манере речи, привычкам, отношениям с другими людьми, поступкам, а не когда мне прямым текстом говорят «Герой А терзается сейчас вот этим. Герой Б поступает именно так, из-за вот этого и вот этого». У меня было такое чувство, что меня лишили увлекательнейшего процесса собирания паззла, сразу подсунув уже готовую картину.
Видно, что Анно все-таки знаком с основами психоанализа и, судя по некоторым приемам, даже посещал тренинги. Схема «шок-информация», наверное, уже известна всем и применяется в очень многих сферах. Еще там был запомнившийся мне момент, когда герою многократно задавали один и тот же вопрос/ключевую фразу. Я сама такой прием проходила, только в более щадящем варианте. Заключается он в том, что многие люди на вопрос «Что тебя беспокоит?» начинают свой спич очень издалека, говорят много и до сути так и не доходят. Их прерывают и задают этот вопрос снова (либо заставляют человека произнести ключевую фразу, которая может быть простым набором слов), после чего предлагают начать заново. С каждым разом человека все раньше и раньше прерывают, он подсознательно начинает сокращать свою речь, в итоге выкладывая суть своей проблемы в двух-трех словах. Причем эта самая проблема в изначальной речи чаще всего даже не затрагивалась. Просто если на обычных трерингах это делается, чтобы сам человек понял, что же его беспокоит, то тут героям просто выворачивали на изнанку душу, вытряхивая самое сокровенное - то, что очень и очень хотелось скрыть от окружающих и загнать поглубже в себя.
Ева все-таки культовый сериал, наверное, ни одно аниме столько лет не обсуждалось, а это очень немаловажно. Просто его надо смотреть осторожно: тот, для кого поднятые в сериале проблемы, уже решены или он их не имеет, скорее всего останется либо равнодушным, либо недовольным; тот, для кого эти проблемы наоборот актуальны, может в силу неопытности или отсутствия знаний сделать неправильные выводы. Но есть так же люди, которые благодаря Еве чему-то научились, это хорошо, если она кому-то действительно помогла. Просто это не для меня. Не потому что я чего-то недопоняла. Просто не мое. Тем не менее End of Evangelion я все-таки посмотрю.